Previous Entry Share Next Entry
почему "Заводной апельсин" мог бы быть экранизацей "Парфюмера"
alinchiko

За право экранизировать «Парфюмера» боролись многие режиссеры. Примечательно, что сам Патрик Зюскинд в качестве режиссера экранизации своего романа хотел видеть только Стенли Кубрика. Автор «Заводного апельсина», со своей стороны, также выразил желание работать над этой экранизацией, и «Парфюмер» называют одним из его нереализованных проектов. В 1999 году после смерти Кубрика Зюскинд заявил, что отныне ему все равно, кому достанется право экранизации его романа.

С осторожностью можно сделать предположение, что немецкий писатель хотел, чтобы «Парфюмер» снимал Кубрик среди прочего и потому, что герой его романа несколько схож с героем уже снятого им «Заводного апельсина». Этот фильм, в свою очередь, является экранизацией одноименного романа Энтони Берджесса, однако в нем Кубрик значительно переработал образ главного героя произведения, чем поклонники Берджесса оказались недовольны. Здесь будут проведены некоторые параллели, которые могли бы быть подтверждением того, что «фильмом по книге» для «Парфюмера» было бы правильнее считать «Заводной апельсин», нежели имеющуюся на данный момент «коммерческую» экранизацию Тыквера, или, учитывая временной порядок, наоборот –«Парфюмера» (признанного в свою очередь критиками образцом игры автора с чужими произведениями) для «Заводного апельсина» - «книгой по фильму».

Жан-Батист Гренуй («Парфюмер»), живший в Париже 18 века, «принадлежавший к самым гениальным и самым отвратительным фигурам этой эпохи», не уступал им «в высокомерии, презрении к людям, безнравственности, близкой к безбожию». Эта характеристика может быть применена и к Алексу («Заводной апельсин»). Алекс –американец, живет в 70-е годы 20 века. Тяга к прекрасному, вдохновляющему на преступления, также объединяет этих героев: в случае Гренуя это убиваемые им девушки, в случае Алекса – музыка Бетховена.

Поскольку оба своим поведением резко отличаются от того общества, в котором каждый из них вынужден жить, возникает конфликт: Гренуй больше не может выносить окружающих людей и становится отшельником, уходя жить в пещеру, а Алекс попадает в тюрьму за убийство. Несмотря на то, что в изоляции их возможности продолжения прежней деятельности резко ограничиваются – в пещере ничем не пахнет, а в тюрьме никого нельзя бить – герои продолжают жить своей полной жизнью. Гренуй держит в голове все запахи, которые когда-либо слышал и строит их них собственную вселенную, вызывая их у себя в памяти. Алексу разрешено слушать в тюрьме Бетховена и читать Библию, которая оказывается для него не Святым Писанием, а пространством для собственного мира насилия. Читая, он представляет себя воином, избивающим младенцев, видит, как он сечет хлыстом Христа, несущего крест, как его, властителя, во дворце окружают прелестные девушки. И тот и другой грезят о всемогуществе.

Герои схожи и тем, что они оба незаметны для других людей. В отличие от нормального человека у Гренуя нет собственного запаха, и люди не замечают его и не понимают, кто он такой. Алекс носит маску, чтобы неузнанным совершать преступления. Таким образом, жители Парижа и Америки, сталкивающиеся с героями, враждебны к ним по причине того, что они не могут идентифицировать того, кто находится перед ними.

И Гренуй, и Алекс вынуждены постоянно странствовать, при этом они попадают под покровительство людей, которые, сами того не подозревая, не дают героям погибнуть. В той и в другой цепочке людей Гренуй и Алекс встречают тех, кто ставит над ними эксперименты. Гренуя начинает исследовать бездарный биолог, который пытается доказать на его примере свою теорию о «близости земли» и «витальности». В случае Алекса такими экспериментаторами оказываются ученые, которым он необходим, чтобы испытать на нем изобретение, позволяющее удерживать преступника от совершения насилия.

Вследствие обоих экспериментов каждый герой получает нечто, что скрывает их истинную сущность и делает их внешне нормальными людьми. Для Гренуя предоставляется возможность смешать себе особые духи, придающие не только приятный аромат, но и запах человеческого тела. То же происходит с Алексом: эксперимент по нейтрализации преступников проходит успешно и он оказывается безопасным для общества. Оба эксперимента завершаются представлением подопытных публике. В обоих случаях зрители приходят в восторг от результатов опытов: теперь им кажется, что они могут чувствовать себя в безопасности.

Каждый из героев становится убийцей. Гренуй убивает дочь богатого купца, а Алекс – жену состоятельного писателя. Оба эти мужчины клянутся отомстить убийцам. В финале романа и фильма и тот, и другой встречаются с героями – но никому не удается осуществить прежние планы.

Гренуй и Алекс предстают перед нами воплощением отвратительной стороны человеческих качеств. Каждый – по-своему – в форме запахов в одном случае и насилия в другом, но содержание при этом остается одним: Гренуй и Алекс лишены человечности.

Каждый герой выражает в себе самое неприглядное, что есть в его обществе. Гренуй живет в Париже – в эпоху изобретения духов, когда все пытаются приукрасить свой не слишком привлекательный облик с помощью духов. Но в погоне за модными ароматами они забывают, что дорогая вещь не подарит человеку внутренний мир. Общество Алекса – США 70-х годов 20 столетия – не отрицает насилие, а даже считает правомерным применять его в случае необходимости: ученые для своих исследованиях не думают о человечности, а писатель, чью жену Алекс убил, придумывает для него самую изощренную месть, какая только была возможна. Гренуй и Алекс являются закономерным концентрированным проявлением пороков общества. И люди так ненавидят и боятся их, потому что узнают в этих отвратительных фигурах самих себя. Появление таких монстров является определенным сигналом о потере людьми своего человеческого лица.

Как мы видим, герои романа и фильма, а также происходящие с ними события имеют много общего . В двух произведениях описывается почти одна и та же ситуация, разница состоит лишь в культурах и эпохах.


  • 1

Re: Гренуй и Алекс

Парадокс Гренуя как раз, наверное, в том, что с его природным даром стать гением, как Гойя, невозможно. "Гойю" я, к сожалению, не читала, но подозреваю, что этот герой - полная противоположность Греную: он ведь - художник, творец, ему приходится преодолевать себя, и забывать о своей рассчетливости?
А Гренуй-то как раз:
1) исключительно рассчетлив: он использует людей, чтобы выжить, убивает девушек, чтобы завоевать мир, не преодолевает себя, а идет на поводу у своих потребностей;
2) его развитие является чисто суммарным: его степень мастерства=количество известных ему запахов+количество известных ему способов их сохранения;
3) духи, которые он составляет, нельзя назвать творениями - это одно только извлечение, даже бесцеремонное изъятие субстанций из окружающего мира и их комбинирование, т.е. от себя он не приносит в мир ничего, наоборот, только отнимает и разрушает.

Гренуй - умная машина, умеющая обрабатывать запахи и обладающая наполеоновскими амбициями, пародия на Гойю. Гойя же не стал бы творить картину, сняв кожу с девушки и разместив ее на полотне, в точности повторяя оригинал? Ведь он выражал через картины свой внутренний мир?

И решает умереть Гренуй потому, что обнаруживает, что цель была бессмысленна: его целью было признание его гениальности всем миром, а оказалось, его гениальность не существует: существуют только собранные им запахи, а за запахами ничего нет.

(Deleted comment)

Re: Гренуй и Алекс

ну как так) А я-то надеялась тебе еще что-нибудь подоказывать :)
Хотя раз ты не совсем согласен, я все-таки еще приведу пример из текста :) пустота Гренуя подтверждается эпизодом, в котором он наблюдает за работой перегоночного куба с цветами у Бальдини и блаженно представляет себе, что он и есть этот куб: наполняемый только чужими ароматами, но внутри ничего не имеющий.

(Deleted comment)

Re: Гренуй и Алекс

Спасибо за цитату :) я не вижу в ней противоречий с моими словами) даже скорее вижу подтверждения: "не было ни одного места ... которого он не знал бы на нюх ... и прочно не сохранял бы в памяти во всей его неповторимости" (ключевые слова "сохранил в памяти" и "неповторимости"); "он даже умел в своем воображении по-новому сочетать их" (сочетать - не значит "сотворить").

Но если ты намекаешь на сравнение с "музыкальным вундеркиндом" (Моцартом, очевидно), то откуда ты знаешь, что автор делает это всерьез, а не издевается?) в детстве способности любого рода можно оценивать как категории одного порядка: ребенок запоминает запахи/гармонии/и т.д. и играет с ними, комбинирует их, не более. Но это сравнение не будет справедливым в отношении зрелых деятелей соответствующих областей: музыка принадлежит к сфере искусства, а духи и ароматы - к сфере товаров и коммерции. Хорошая музыка будет отражением неповторимой индивидуальности композитора, и она будет оставаться таковой независимо от мнения большинства, а хорошие духи могут считаться хорошими, если они будут иметь успех у всех, то есть структура хороших духов (в отличие от структуры хорошей музыки) должна быть строго продумана, чтобы быть в состоянии восторгать каждого.

То есть я намекаю :) что Гренуй был "одарен" не в той сфере, чтобы стать "гением": она просто не позволяла ему этого. Индивидуальность связана с абстрактными категориями, о которых Гренуй не имел представления в силу узости восприятия окружающего мира. Что и сделало из него чудовище, а не гения.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account